Bianor (bianor) wrote,
Bianor
bianor

Categories:

Индустар-69 28/2,8

В своё время мне попался объектив от полуформатной камеры "Чайка II". Полуформатной в том смысле, что кадры эта камера располагает не вдоль плёнки, а поперёк. Соответственно и кадры эти вдвое меньше, чем обычный плёночный кадр. Не 36х24, а 18х24. Выражаясь современным языком, камера эта "кропнутая". Если к ней прикрутить обычный "штатник" - объектив с фокусным расстоянием 50мм, он будет иметь рабочий угол зрения не 46 градусов, а вдвое меньше, то есть будет давать такую же картинку, как объектив с фокусным в 100 мм на обычной фотокамере. Сейчас все эти соотношения принято называть мутным и бессмысленным термином "Эффективное фокусное расстояние". Если угол зрения обычного "штатного" объектива слишком мал, для создания угла зрения в 46 градусов на полуформатной камере придётся взять объектив с фокусным расстоянием вдвое меньшим, чем стандартные 50 мм - 25 мм. Именно таким штатником и комплектовалась "Чайка II" - Индустаром-69 28/2,8



Использовать на других камерах этот объектив практически невозможно - расстояние от объектива до плёнки даже у дальномерных камер 28,8 миллиметров, тогда как у уникальной Чайки - 27,5. Но, если объектив есть, он должен работать. Первое, что я сделал, это попробовал его в макро. И сильно удивился - объектив выдал мощное увеличение и стабильно высокое качество:

Арахнофобия Извольте отведать!

Охрана колонии Кровосос

Вампирчик Маленькая трагедия

Затем, в "Клубе Дальномер": http://rangefinder.ru/club/index.php зашёл разговор об оптических качествах объектива и возможности переделки его для работы с обычными дальномерными камерами. Эта идея меня давно занимала, но тут появился новый повод взяться за переделку.

Собственно, смысла в этой переделке не так много с первого взгялда, особенно если учесть, что есть родной Орион-15 а "кропнутый" И-69 даёт на полном кадре дикое виньетирование. Но, если подумать дальше... Во-первых, О-15 очень дорогой. От трёх до пяти тысяч. Дешевле во всяком случае я не встречал. Кроме того, О-15 очень тёмный - f6 против f2,8 Индустара, это очень существенная разница. Навпример на f2,8 я могу снимать на 1/250 в солнечный день на плёнку Микрат-300 у которой светочувствительность составляет 3 (три) единицы. Но на f6 мне придётся выставлять выдержку 1/30, а то и 1/15, что уже весьма неудобно при съёмкке с рук. Если же солнце спрячется за тучку, камеру с О-15 можно смело прятать в карман. Короче, попробовать стоит :) Про Руссар я вообще молчу - олигархический объектив.



Сначала просто прикрутил объектив к Зоркому и почитал спецификацию на Индустар-69. Оказалось, что разница в рабочих отрезках существенная. У Зоркого 28,8, у Чайки-II - 27,5. Итого, нужно приблизить линзблок к тушке на целых 1,3 мм. Это очень существенное расстояние для такого широкоугольного объектива. Для начала нужно снять переднюю часть корпуса. Стоит помнить, что начав разбирать этот объектив, мало шансов собрать его работающим. Дело в том, что линзблок у него не имеет стопоров - они прикреплены к стенкам корпуса - два стопора на нижней части и один на верхней, которая крепится к линзблоку тремя винтиками. Малейший поворот линзблока и объектив разъюстирован. Но, у меня нет Чайки, а снимать макро на зеркалку можно хоть голым линзблоком. Поэтому я не задумывааясь снял объективу скальп:



Теперь можно свободно вывернул линзблок. После этого собрать объектив обратно, чтобы он нормально работал на Чайке, физически невозможно.



Если удалить стопоры, линзблок можно ввернуть глубже примерно на миллиметр. Чуть-чуть не хватает ему хода, чтобы достичь бесконечности на открытой диафрагме, но на закрытой он уже должен достичь гиперфокала. Впрочем, я не пробовал и поэтому не уверен. И вообще, я хочу чтобы бесконечность была выставлена даже на открытой и пусть его потом можно будет раскрутить надвое, но при этом должна сохранить актуальность шкала расстояний. Однако, ввернуть линзблок глубже не даёт нечто вроде бруствера вокруг рабочей резьбы. Этот бруствер нужно удалить:



Удалить его желательно на токарном станке, так как просто спилить его невозможно - мешает внешняя стенка корпуса со шкалой ГРИП. У меня, однако, было недержание, руки чесались и я спилил его ножовкой вместе со шкалой ГРИП:



Затем я ввернул линзблок на место, объектив прикрутил к камере и сделал предварительную настойку объектива с помощью матового стекла. В роли мастового стекла выступил кусок плёнки ОРВО d1, который я приспособил с помощью кусков платыря, микроскопного предметного стекла и двух резинок.



Теперь объектив готов к проверке боем. На всякий случай я поставил метку на линзблоке и на корпусе, обозначив её цифрой "2". Кроме неё сделал ещё две метки: "1" и "3", на которых тоже отобью несколько кадров. Идеально точно навестись по луне и матовому стеклу у меня вряд ли получилось, поэтому лучше перестраховаться.



Первые тестовые кадры показали, что бесконечность находится чуть дальше, чем метка "3":

Виньетка 1 Виньетка 2

Виньетка 4 Виньетка 5

Когда положение "бесконечности" было выяснено более-менее точно, я начал собирать объектив так, чтобы он выглядел более-менее похожим на своё изначальное состояние и чтобы не развинчивался надвое. Передняя часть корпуса оказалась слишком длинной, чтобы одеть её на объектив, так что пришлось её слегка укоротить:



Правда я чуть-чуть перестарался, можно было бы спилить на треть миллиметра меньше, но и так получилось близко к истине.
Вторая проблема- стопоры. Они тоже длиннее чем требуется, но при этом коротенькие и стальные. Отпилить от них по миллиметру довольно проблематично. Вместо того, чтобы отпиливать, я взял две подходящие по размеру металлические полоски и привинтил их к корпусу винтиками. Ну и к тому же, два стопора из трёх я просто потерял к своему стыду, так что выбора не было:



Эти полоски очень просто подгонять под расстояние от передней части корпуса до задней, чтобы объектив и не заедало и чтобы он не развинчивался.
Теперь можно поставить на место переднюю часть корпуса. Объектив готов к труду и обороне:



Остался небольшой зазор на корпусе, которого бы могло не быть, если бы я набрался терпения и для спиливания "бруствера" воспользовался токарным станком, а не ножовкой, но, что сделано, то сделано. В результате получился сверхплоский объектив, который на камере совершенно незаметен. Его длинна сравнима с длинной переключателя длинных выдержек. Ю-12 всё же достаточно велик и Зоркого с Ю-12 в карман запихать сложно, зато с И-69 - запросто! Теперь можно перечислить все достоинства и недостатки И-69 по сравнению с О-15.

И-69:
+ Очень дешёвый
+ 28 мм
+ Светосильный
+ Очень компактный
- Сильно виньетирует
- Нужно ковыряться и переделывать

О-15
+ Это круто
+ Ровное поле, никаких виньеток
- Тёмный
- Очень дорогой

И наконец, последние кадры, снятые на переделаный объектив с нормально выставленной шкалой расстояний:

Полдень в автобусе Свежий снег

Голуби Хочу гулять ещё!

Пацан, ты не с нашего района! Подготовка экспозиции фотоконкурса

Город в снегу Индастриал

Профиль Провинция

Ветка

После получения этих примеров я ещё чуть-чуть поковырялся с И-69. Как оказалось, виньетка, это не свойство оптики данного объектива. Оптика вполне может покрыть полный кадр, но охватить полный угол мешают особенности корпуса - линзы сильно утоплены. Тогда я рассмотрел мордочку объектива. Оказалось, что бленда И-69 состоит из двух частей. Внутренняя часть является заодно и гайкой, которая удерживает стёкла в оправе. А внешняя часть это и есть собственно бленда. Вот эту внешюю часть я и выкрутил. Виньетирование уменьшилось, хотя полностью не исчезло. Попробую как-нибудь ещё с ним поковыряться, может быть и удасться полностью избавиться от виньетирования и сделать сверхбюджетный и светосильный аналог Ориона-15 :D
Собственно последние примеры:

Заходи мил человек, гостем будешь... Гостинница "Азия"

Как провожают поезда... Угощение 1

Угощение 2 Ну и где сахар?!

И на минимальной дистанции:

Угощение 3
Tags: объектив, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments